Перевод: Золотарева Ирина Дмитриевна
Роберт Гроссмарк
«Where thoughts come as actions”: some reflections in response to the comments of Hirsch and Newirth.» из журнала "Психоаналитические диалоги".
Роберту Гроссмарку принадлежит концепция «ненавязчивого реляционного аналитика» или «психоаналитического сопровождения или компаньонства». Это способ работы с пациентами, у которых преобладает досимволический, довербальный опыт, который невозможно проработать в вербальном регистре, потому что он там не существует. Гроссмарк называет это «бытие-с пациентом», в отличие от привычного психоаналитического исследования.
Здесь он использует понятие «поток разыгрываемого взаимодействия», которое отличается от дискретного разыгрывания. По сути этот поток - это создание нарратива через действие, там, где для этого нет слов.
«Психоаналитическое компаньонство предполагает, что аналитик ненавязчиво относится к появлению в терапии областей диффузии, путаницы и повреждений, которые не регистрируются как мысли и переживания в сознании пациента. Эти предварительные опыты возникают как разыгрывания в терапевтическом поле. Они показывают, а не рассказывают. Именно в совместном переживании с пациентом в этих областях возникает согласованность, и ум; с течением времени укореняются и развиваются ментализация и связь Я-другой. Ньюирт фиксирует это, когда описывает, как "эти протосимволические переживания являются "начальным аспектом создания смысла, переходных переживаний, которые на более позднем этапе становятся метафорическими актами " .
Можно сказать, что аналитик ненавязчиво сопровождает пациента в появляющемся терапевтическом поле. Ненавязчивый реляционный аналитик отдается потоку разыгрываемого взаимодействия и сопровождает пациента в потоке взаимных разыгрываний, который рассказывается как их собственный нарратив. Эти разыгрывания фиксируют и выражают неосознанный, еще не сформулированный потенциальный опыт этой уникальной диады, а также неосознанную, непредставленную травму и динамику от предыдущих поколений и исторических следов обоих участников и могут рассказать историю будущего, когда появятся новые измерения взаимосвязанности. Сопровождение пациента в этих возникающих переживаниях вызывает к жизни поле, которое само по себе является трансформирующим. Развивая концепцию трансформирующий объекта Болласа (1987), можно сказать, что вся интерсубъективная матрица становится тиглем трансформации, в рамках которого пациент оживает.
Это психическая область «симметричной логики», где нет времени и пространства, где «я» и другие не разделены или не определены, и где объекты взаимозаменяемы. Я хотел бы предположить, что ненавязчивый реляционный аналитик сопровождает пациента во взаимном мире симметричного разыгрывания. И пациент, и аналитик приходят туда, чтобы жить и переживать вместе в мире, который характеризуется растворением границ, безвременьем и отсутствием пространства. Сессия — это сон, и аналитик и пациент начинают существовать и «переживают опыт вместе» в этом пространстве снов. Это реляционное и взаимно воспроизводимое представление концепции Биона о мышлении как о сновидении (Bion, 1962; Grotstein, 2000; Ogden, 2004). Это измерение «где мысли приходят как действия» (Bollas, 2011, p. 239).
Таким образом, ненавязчивый реляционный аналитик сопровождает пациента, когда они входят/создают уникальное поле своей собственной связанности, в котором возникает поток разыгрываемого взаимодействия, где мысли часто приходят как действия, где симметричная логика и взаимное сновидение наяву выходят на передний план, и где повествования о настоящем-прошлом-будущем переживаются вместе. В этой среде пациент приходит к своему собственному разуму, опыту и субъективности.»