Психотическая часть личности (ПЧЛ) и «Статическое расщепление» по Биону
Автор: Р. Горацио Этчегоен «Основы психоаналитической техники», главы 57, 58 «Обращаемая перспектива».
Исследуя обращаемую перспективу, Бион исходил из двух позиций: своей теории мышления и своей концепции ПЧЛ.
ПЧЛ – способ психического функционирования, он противопоставляется другой – невротической части личности. Функционирование индивида зависит от комбинации этих двух частей, их алгебраической суммы, а также от их взаимодействия. Идея психотической части не имеет никакого отношения к психиатрическому диагнозу.
ПЧЛ определяет ненависть к внутренней и внешней реальности, следовательно, ко всем тем средствам, которые позволяют индивиду контактировать с ними. Ненависть к реальности неизбежно приводит к нападению на психический аппарат как инструмент, с помощью которого возможно обращение к реальности (напр., из-за первых крайне негативных объектных отношений).
У ПЧЛ крайне низко развита способность справляться с фрустрацией. Отсюда – ненависть к реальности. ПЧЛ всегда оценивает реальность по ограничениям. ПЧЛ приравнивает реальность к фрустрации.
В ПЧЛ доминирует влечение к смерти. Объектные отношения, которые выстраивает ПЧЛ, основаны на зависти (невротическая часть использует либидо). В ПЧЛ явно доминируют деструктивные импульсы влечений до такой степени, что любовь обращается в садизм.
ПЧЛ использует проективную идентификацию в крайне патологической и деструктивной форме – для атаки на мышление.
Ради отрицания (negation) психической боли создаётся устойчивая модификация психической структуры, которую Бион называет «СТАТИЧЕСКОЕ РАСЩЕПЛЕНИЕ». В отличие от ситуативного использования расщепления (или какого-то другого) защитного механизма в ответ на достаточно сильную тревогу статическое расщепление происходит раз и навсегда: намертво закрепиться на определённой позиции, не сдвигаясь ни на йоту и не меняя угла зрения, по сути, и есть то, что мы называем тенденциозностью, когда понимание каждого нового переживания происходит с определённой ранее фиксированной перспективы.
Если установилось статическое расщепление, то любая информация из внешнего мира и от других людей только подтверждает мысли и мнения индивида. Если бы у нас была возможность наблюдать действие этого механизма, то нас поразила бы способность индивидов, использующих его, всё выворачивать наизнанку, приспосабливать к своему мышлению, ставить на службу своему комфорту – всё перемалывать наподобие зерна в жерновах своей мельницы. Таким образом, взаимодействие остаётся статичным, и это похоже на то, что индивид непрестанно галлюцинирует ситуацию, которой на самом деле не существует.
Психическая предрасположенность, определяющая статическое расщепление, основана исключительно на предпосылках мышления. Индивид твёрдо держится за свои предпосылки, никак не объясняя и даже не зная о них, так как они не осознаются.
Ненависть к реальности достигает такой силы, что атакам подвергается психический аппарат с его способностью к восприятию.